max_helloween (max_helloween) wrote,
max_helloween
max_helloween

Categories:

Книга по пейзажной фотографии. Глава 1.3. Диафрагма

Сегодня поговорим о выборе диафрагмы при пейзажной съемке. И сегодня тоже попробуем немного разорвать шаблоны и расширить творческие рамки.


Почти среди всех начинающих, да и не только, фотографов зачастую бытует мнение, что пейзаж снимается исключительно на зажатой диафрагме и в кадре абсолютно все элементы должны быть резкими.
Этот для многих незыблемый постулат, вероятно, уходит корнями в творчество Анселя Адамса. Да, Адамс снимал пейзаж на закрытой диафрагме (и основал клуб f/64) и делал замечательные кадры.
Да, Адамс является одним из самых цитируемых фотографов, но все же это мнение и взгляд на жизнь одного конкретного человека, и мнение не единственно возможное в творчестве.

Даже если вы хотите снять полностью резкий пейзаж, зажимать диафрагму на широкоугольном объективе дальше 9-14 для ФФ и 5-8 для кроп-матриц особого смысла нет.
Для любого объектива область наибольшей резкости находится в нескольких стопах от полностью открытой диафрагмы.
Например, Тамрон 28-75 / 2,8 наиболее резкий на диафрагме 5 - 5.6. Canon 70-300 /f 4.0-5.6 резче на 7.1 - 9.
Дальнейшее сильное закрытие диафрагмы зачастую негативно сказывается на качестве получаемого изображения – уменьшается резкость и могут сильно увеличиваться аберрации.

Влияние диафрагмы на резкость и аберрации, как вариант, можно посмотреть на сайте
http://photozone.de/
Но самое важное – это личная практика. После приобретения очередного объектива более чем полезно на первых съемках экспериментировать с диафрагмой и оценивать полученные снимки в полном размере.
Вы сами почувствуете, как ваш объектив ведет себя в полевых условиях на каждом значении диафрагмы.
Такой личный опыт будет в разы полезнее теоретических рассуждений.

Съемка пейзажа на открытой диафрагме
На самом деле фотографы часто снимали и снимают на открытой диафрагме для достижения художественного результата во всех жанрах фотографии, в том числе и пейзаже.
Надо понимать, что элемент нерезкости добавляет кадру объем, далеко не все детали обязаны быть одинаково четко показаны, читаемы и прорисованы.
Одна из бед автоматом собранных ХДР-изображений в их неестественности, когда яркость на изображении малоосвещенных областей сравнима, а то и превосходит по яркости светлые области, например, небо.
Точно также, когда мы своими глазами наблюдаем ту или иную сцену на природе, мы не видим все объекты одинаково резко, одинаково контрастно. Наиболее резко и контрастно мы видим только самые интересующие нас объекты.
Вопрос в том, как эти идеи грамотно применить в художественной фотографии.
Для меня выбор степени открытости диафрагмы – это всегда интересный эксперимент при съемке.

Можно снимать с откровенными элементами нерезкости
[Canon EOS 5D Mark II, Tamron SP AF LD Di SP 70-200 F/2.8; F/2.8, 151 mm]


[Canon EOS 6D, Tamron SP AF LD Di SP 70-200 F/2.8; F/2.8, 175 mm]


Так и аккуратно накладывая области нерезкости на стелющийся туман, дымку …
[Canon EOS 5D Mark II, Tamron SP AF LD Di SP 70-200; F/2.8, 200 mm]


[Canon EOS 5D Mark II, Tamron SP AF LD Di SP 70-200; F/2.8, 128 mm]


[Canon EOS 5D Mark II, Tamron SP AF LD Di SP 70-200 F/2.8; F/5.0, 151 mm]

Многие люди и не догадаются, что этот кадр сделан на полностью открытой диафрагме

Использование открытой диафрагмы также добавляет приятное виньетирование фотографии (затемнение изображения по краям кадра)
[Canon EOS 5D Mark II, Tamron SP AF LD Di SP 70-200 F/2.8; F/2.8, 200 mm]


Кроме того надо понимать, что при примерной равноудаленности всех объектов в кадре от точки съемки даже при открытой диафрагме и съемке на телеобъектив все элементы в кадре будут достаточно резкими.
[Canon EOS 5D Mark II, Tamron SP AF LD Di SP 70-200 F/2.8; F/2.8, 188 mm]


[Canon EOS 5D Mark II, Tamron SP AF LD Di SP 70-200 F/2.8; F/2.8, 135 mm].


Съемка пейзажа на закрытой диафрагме.
Есть случаи, например съемка на длинных выдержках, когда для увеличения времени выдержки необходимо до предела уменьшать ISO,
до предела или около того зажимать диафрагму
[Canon EOS 40D, Sigma DC HSM 10-20 F/4-5.6, F/9.0, F/22, 10 mm, 15s, ISO 100].


[Canon EOS 6D, Canon EF 17-40 F/4.0, F/22, 24 mm, 30s, ISO 100]


[Canon EOS 6D, Canon EF 17-40 F/4.0, F/18, 24 mm, 15s, ISO 100]


Задача фотографа – уметь ориентироваться в обстановке, и для создания интересного сюжета правильно выбрать технику съемки в наибольшей степени отвечающей ситуации.

При обычной съемке – логично использовать значения диафрагмы, близкие к максимальной резкости объектива, или несколько поджимать диафрагму, чтобы объекты на всех планах были резкими.
Хотя бы в качестве эксперимента пробуйте делать некоторые кадры на открытой (или почти открытой) диафрагме – это поможет и лучше почувствовать поведение конкретного объектива, и, возможно где-то найдется интересное творческое решение.
При съемке воды или иных движущихся объектов для достижения эффекта движения в кадре, «молочных рек» – увеличиваем время выдержки за счет уменьшения значения ISO и увеличения значения диафрагмы.

Хороших и интересных кадров!
Tags: Книга по пейзажной фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments